Существует несколько подходов к организации общения пользователя из системы. Наиболее распространенный – создание специальной формализованного языка, что является недостатком, так как требуется специальная подготовка пользователя, изучение языка, частое обращение с инструкциями, которые периодически меняются с изменениями и совершенствованием системы. В связи с этим в настоящее время наибольшее распространение получили методы общения с системой, не требующие специальных знаний и навыков от пользователя. К ним относятся:
Диалог «да – нет»;
Программируемый вопросник;
«Свободный диалог» (пользователь формирует запрос в произвольной форме на естественном языке. Система, оперирует с БД, извлекает из этого запроса понятные ей элементы и строит на их основе новый запрос, который предъявляет пользователю. При положительном ответе со стороны пользователя, он получает необходимые данные. В противном случае система организует уточняющий диалог). Этот метод эффективен и позволяет снять психологический барьер.
Недостатки всех трех методов:
Неэффективное использование машинного времени и дорогостоящего канала связи (если он задействован), что снижает рентабельность всей управляющей системы;
Отсутствие гарантии быстрого ответа на вопрос, требующий принятия оперативного решения в критических ситуациях.
Технология диалогового режима на практике способствует наилучшему сочетанию возможностей пользователя и ЭВМ в процессе решения экономических задач.
Говоря о диалоговый режим, о взаимоотношениях пользователя и ЭВМ необходимо затронуть вопрос о степени защищенности данных системы и информационных технологий. Эта проблема охватывает как физическую защиту данных и системных программ, так и защиту от несанкционированного доступа к данным.
Проблема обеспечения санкционовности использования данных охватывает вопросы защиты данных от нежелательной их модификации или уничтожения, а также от несанкционированного чтения. Можно выделить три обобщенных механизма управления доступа к данным:
Идентификация пользователя (защита с помощью программных паролей). Пароль периодически меняется, чтобы предотвратить несанкционированное использование. Этот метод является наиболее простым и дешевым, но не обеспечивает надежной защиты.
Метод автоматического обратного вызова (отпадает необходимость в запоминании паролей. Пользователь сообщает ЭВМ свой идентификационный код, который сверяется с кодами, которые находятся в памяти ЭВМ и только потом получает доступ к информации). Недостаток: низкая скорость обмена.
Метод кодирования данных – наиболее эффективный метод защиты. Источник информации кодирует ее с помощью некоторого алгоритма и ключа кодирования. Получаемые закодированные выходные данные не доступны никому, кроме владельца ключа.
Режим диалога задается в виде схемы и таблиц диалога. Схема диалога разрабатывается на весь комплекс решаемых задач, вводится в систему и предопределяется организация пользователя с ЭВМ.
Схема диалога представляет собой графическую интерпретацию конструкции диалога, задающей нужную последовательность обменов данными между пользователем и системой. Основным графическим представлением схемы диалога диаграмма состояний. Каждая вершина графа соответствует определенному состоянию диалога, а дуга определяет изменение этого состояния. В каждом состоянии диалога система ожидает ввода сообщения от пользователя и в зависимости от введенной информации переходит в другое состояние. При выходе осуществляется соответствующая обработка данных из информационной базы и выдается определенная информация на экран или печать.
Различают линейные (при вводе и просмотре разнотипной информации), древовидные (при выборочной коррекции и управлении по меню) и сетевые (соответствуют директивном управлению и непосредственном редактировании данных) схемы диалога.
Одной из применяемых на практике графов модели диалоговой системы является дерево разговоров, где вершины представляют собой тексты на экране дисплея, а дуги – возможные пути перехода от одной вершины к другой. Работы, выполняемые ЭВМ, изображаются в форме ветвей дерева разговоров. В корне дерева располагается сообщения, инициирует задачу, затем происходит разветвление различной степени в зависимости от числа вариантов ответа пользователя на запрос ЭВМ. Множество вершин графа определяет множество состояний, в которых может находиться диалоговый процесс. Множество дуг графа соответствует возможным переходам из одного состояния в другое. Изменение состояний осуществляется либо по программе, или в соответствии с директивами пользователя.
Вот и все о средствах проектирования информационных технологий. Больше интересной информации Вы найдете тут