Венчурная Лотерея — Smart IT Support
02.04 2018

Венчурная Лотерея

Инвестирование в стартапы многим представляется очень выгодным делом, особенно после случаев громкого продажи компаний, подобных WhatsApp. Однако существует немало нюансов, которые следует учитывать потенциальному инвестору из Украины.

Что такое стартап на самом деле?
Существует множество определений, что такое стартап. Скажем, с точки зрения американской налоговой службы стартапом считается любая компания, моложе 10 лет. В венчурной индустрии стартап — это бизнес, который способен очень быстро вырасти, в первую очередь, в своей стоимости. Как правило, это означает, что он обладает определенной инновацией, то технологической, то бизнесовой. Венчурное инвестирование — это вложение денег именно в такие компании, с прагматической целью — купить долю акций сейчас и дешево, и продать их за несколько лет значительно дороже.
Типичный пример стартапа — WhatsApp, созданный в 2009 году. Уже в 2014-м он был продан за $ 22 млрд. При этом в компании было около 50 работников, а ожидаемая годовая выручка за 2014 год на момент сделки была $ 100 млн. Со стороны инвестора эта история выглядит так: вложили чуть менее $ 60 млн., а потом свою долю продали за $ 3 млрд.

Как работает венчурная система США?
В Соединенных Штатах есть две категории инвесторов: бизнес-ангелы (в прошлом году их было 300 тыс.) И венчурные инвесторы (юридические лица, фонды — их где-то 1200). «Ангелы» делают небольшие вложения, обычно несколько сотен тысяч долларов, на ранних этапах развития компании. Иногда — еще до ее официальной регистрации. Венчурные фонды инвестируют на более поздних стадиях, и вкладывают значительно больше суммы (от $ 500 тыс. До $ 2 млрд.).

Однако важен не столько размер вложений, сколько подход этих двух групп инвесторов. Венчурные фонды зарабатывают на своих инвестициях. Их задача — создать такой поток сделок (купли или продажи акций), чтобы через несколько лет иметь и высокий собственную прибыль и обеспечить хорошее возвращение своим инвесторам. Эта «спекуляция» — их основной заработок. «Ангелы» же не имеют целью жить за счет денег, полученных в результате своих инвестиций.
Каждый год в США создается 500-700 тыс. Новых компаний. Большинство из них — не венчурные стартапы. «Янгелевского» инвестиции ежегодно получают 50-70 тыс. Компаний, а 25-35 тыс. Из них получают их впервые. Свои первые венчурные инвестиции получают только 800-1500 стартапов.

Венчурное инвестирование — это вложение денег с прагматической целью: купить акции сейчас и дешево, продать их за несколько лет значительно дороже

В прошлом году в США «ангелы» инвестировали $ 24 млрд., А фонды — $ 59 млрд. Чтобы оценить масштаб этой суммы, можно сравнить ее с ВВП Украины, который, согласно прогнозу МВФ, в 2016 году составит $ 83500000000. Для самих США объем инвестиций в стартапы составил чуть менее 0,5% ВВП. При этом компании, в которые когда-либо в прошлом вкладывались венчурные деньги, генерируют почти 20% ВВП США и создают каждое десятое рабочее место в негосударственном секторе.

С точки зрения венчурных инвестиций, стартап — это компания, которая проходит несколько итераций. На каждой из них выпускаются новые акции, «заходят» новые инвесторы, и доля текущих акционеров уменьшается. Но стоимость бизнеса возрастает по мере в два-три раза, поэтому стоимость их пакетов тоже увеличивается. Это происходит до определенного момента (выхода), когда все акционеры получают возможность монетизировать свои акции. До того, даже когда выпускаются новые акции, старые продать невозможно. Активный цикл продолжается в среднем шесть-семь лет. Однако бывают случаи, когда все происходит за полгода.

Типичное «жизнь» венчурного фонда продолжается 10-12 лет. В начале своего жизненного цикла он покупает акции стартапов, на втором этапе он принимает участие в следующих инвестиционных раундах, вместе с другими инвесторами вкладывая деньги в те компании, где уже имеет долю. Третья и последняя фаза — «сбор урожая». Это три-четыре последних года существования фонда, когда он только распродает то, что купил раньше. После этого фонд закрывается и возвращает деньги собственным инвесторам.

На самом деле венчурный фонд — это «виртуальная сущность», юридическое лицо с открытым счетом. Над ним управляющая компания, в распоряжении которой может быть несколько фондов. Некоторые из них могут находиться на ранних стадиях развития, какие-то — на последних.
Фонд зарабатывает следующим образом. Он берет деньги в управление — скажем, $ 100 млн. Ежегодно 2% от этой суммы идет на оплату операционных расходов (аренда офиса, зарплаты и т.д.). Когда фонд перестает существовать, он имеет определенный доход. Например, через 10 лет размер фонда составил $ 400 млн. Прибыль в $ 300 млн. Распределяется между управляющей компанией (она обычно занимает 20%) и инвесторами — в той пропорции, в которой они вкладывали деньги в фонд.

Ежегодно в США «выход» делают 400-600 компаний, которые получили венчурные инвестиции в прошлые годы.
Ежегодно в США «выход» делают 400-600 компаний, которые получили венчурные инвестиции в прошлые годы. Причем это не всегда означает, что инвестор получил прибыль. Компания может быть продана за сумму меньшую, чем у нее было вложено, или больше, но ненамного. Очень редко случается так называемый super-exit — т.е. продажа настолько выгоден, что он позволил инвесторам и заработать, и покрыть определенные убытки от неудачных вложений в другие стартапы.

Если вы вкладываете деньги не в один фонд, а каждые два-три года в новый, то можете рассчитывать на 25% рост капитала

По статистике, примерно каждый пятый стартап с ищущих инвестиции от «ангелов», приобретает (в среднем с 3600 — 650 компаний). Лишь 25 получают венчурное финансирование. Только 10 совершат выход, и только 1 — super-exit, подобный WhatsApp. Таким образом, чтобы эта система работала, нужен огромный «конвейер» стартапов. В этом сущность венчурной экономики — это лотерея. Инвесторы пытаются скупить все «лотерейные билеты», чтобы гарантированно выиграть. Если же ты вложил деньги лишь в один стартап из 3600 — твои шансы мизерные.

Правило Парето действует и для венчурной отрасли: 20% инвесторов получают 80% прибыли (и 80% случаев super-exit). Если вы только начинаете вкладывать деньги в стартапы, существует очень низкая вероятность, что вы попадете в эти 20%.

Впрочем, не все так пессимистично. В среднем, если вы вкладываете деньги не в один фонд, а каждые два-три года в новый, то можете рассчитывать на 25% рост капитала. Иногда экономическая ситуация будет способствовать, иногда — рынки будут падать, но такая стратегия дает свои плоды. «Золотой стандарт» доходности в США — 11% в год.

Активы, которые находятся в распоряжении венчурных фондов, составляют не более 0,5% общего объема активов в управлении. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в традиционные инструменты: бонды, акции биржевых компаний и др. Но размер венчурной отрасли постепенно увеличивается. С каждым годом все больше инвесторов направляют деньги из менее прибыльных сегментов в этот, более выгоден.

Может подобная система действовать в Украине?
По оценкам экспертов, сейчас в Украине около 2 тыс. Стартапов. А через два-три года их должно стать 5 тыс. Однако даже если их будет такое количество, это не значит, что все они будут искать инвестиций. Наверное, благоприятная для развития венчурной экосистемы ситуация возникнет только через несколько лет.

Если человек, который живет в Украине, хочет заниматься венчурным инвестированием, ей стоит сфокусироваться не просто на местных стартапах, а на определенной области (например, стартапы в агробизнесе) на рынках разных стран. Это эффективнее, ведь если вы выбираете один сектор, то лучше понимаете — что именно делаете. А если инвестируете в стартапы из разных стран, то диверсифицируют свои риски.

У стартапа может не быть патентов, но если он экспоненциально растет, то очень интересный для инвесторов

Также правильнее говорить не заниматься этим самостоятельно (если только вы не планируете посвятить поиску стартапов все свое время), а передать деньги в управление венчурному фонду. А в случае, если сумма, которую вы хотите вложить, не очень большая (скажем, $ 300-500 тыс.), Следует прилететь в США и выбрать для себя «ангельскую группу». Объединив свои усилия с другими «ангелами» (особенно опытными), будет проще инвестировать в перспективный стартап. А поскольку американский рынок более зрелый, то вы больше шансов купить выигрышный «лотерейный билет».

Как выбрать стартап для инвестирования?
Стоит отметить, что универсального критерия не существует хотя бы потому, что значимость тех или иных факторов меняется в зависимости от этапа жизненного цикла, на котором находится стартап.

Тем не менее, главным критерием можно считать скорость роста. В компании может быть отличная команда, патенты и каналы дистрибуции в наличии — и если она будет развиваться медленно, то не будет привлекательным объектом для венчурного инвестора. И наоборот — в стартапа может не быть патентов, но если он экспоненциально растет, то очень интересным для инвесторов. Все понимают, что лучше вкладывать в компании, которые имеют потенциал экспоненциального роста.

Важный критерий на начальной стадии — это рынок, на который нацелен стартап. Здесь нужно учесть его размер (сколько денег в год тратят люди, которые покупают то, что собирается продавать компания) и скорость его роста. Чтобы это оценить, как правило, нужно иметь опыт — потому полезным будет партнерство с кем-то, кто работает на данном рынке. Еще одним крайне важным критерием в начальной стадии есть команда стартапа.
На следующих этапах развития стартапа приобретают значение и другие критерии. Например, часто бывает полезным оценить барьер для входа на рынок. Например, компания предлагает определенный сервис, и неизвестно — «выстрелит» он. Но если все получится, что помешает крупным корпорациям, чтобы не сделать то же? В стартапа должен быть какой-то барьер, скажем, патент.

И, наконец, украинскому инвестору стоит вкладывать деньги в бизнес, который ориентируется на американский или международный рынок. Конечно, можно инвестировать и в локальный стартап, но это нельзя назвать венчурной инвестицией. Ведь такой бизнес вряд ли сможет продемонстрировать способность к масштабированию — локальный рынок имеет достаточно низкую «потолок».

Похожие статьи

Comments are closed.